Марийская деревня
Название «Старые Краи» деревня носит потому, что она самая древняя, старая деревня из всех, которые находятся поблизости. Она называлась Черемисские Краи ( чера- бо-лотистый лес, мисс-человек, человек с болотистого мес-та), а вообще марийцы называли себя мари.
Первоначально было построено шесть домов, потом деревня стала расстраиваться. Марийцам было выгодно здесь жить: хорошие условия для скотоводства. В древности здесь жил один человек, имевший большие стада крупного рогатого скота.
В 1917г в деревне насчитывалось 78 хозяйств, гражданская война не отразилась на жизни деревни. В 1929г началась коллективизация.
Когда началась Великая Отечественная война, в деревне было 70 домов. На фронт ушли мужчины,26 человек не вернулись с войны.
Сейчас в деревне около 40 хозяйств, часть мужского населения ездит на вахту. В сельском хозяйстве не хватает рабочих рук.
Троицкая церковь в Русских Краях.
По соседству со Старыми Краями, на другом берегу Усты, расположились Русские Краи (это уже Кировская область). Там, понятное дело, русские живут. В середине XIX века в селе построили церковь во имя Святой Троицы. Марийцы - язычники, но в XIXXX веках многие перешли в православие, причем часть не по своей воле.
В 1850-е годы в марийской деревне Краи в деревянной церкви служил священник Александр Селивановский, который считал, что эта небольшая церковь не обеспечивает окружающих прихожан.
В начале у него возникает мысль о построении около деревни Краи монастыря, т.к. в то время такие мероприятия поддерживались со стороны епархии и властей и частично даже финансировались. Для начала он организует небольшое кустарное производство кирпича, в чем ему охотно помогают жители окружающих деревень, и жители деревни Краи, которые считают, что вместо старой деревянной церкви просто будет построена новая каменная церковь.
В церковь ходили в Русские Краи, но языческая вера еще была сильна. Люди как бы двоеверцами были. У нас тут за деревней недалеко находилась священная роща. Старики рассказывали, что однажды во время моления ее осквернили - объездчик-лесник выстрелил прямо в жертвенный котел. И предки рощу оставили, а за символическую плату в те перешнем Шарангском районе у жителей деревни Астанчурги приобрели новую рощу. Чтобы бог рощи Кереметище не обиделся, что поменяли место моления, сделали его чучело и с песнями, волынками понесли в Астанчургу. А шли все прямо. Лес так лес на пути, река так река. А вообще священные рощи бывают родовые (там весь род на моление собирается) и семейные - это вообще одна береза может быть возле дома, одна семья тут молится.
Национальные традиции в Старых Краях живучи. И в быту тоже. Например, в деревне было принято ходить в народных костюмах. Даже во второй поло- вине XX века местные бабушки в церковь на другой берег Усты ходили в национальной одежде. - Жила у нас в деревне одна женщина, она вообще по-русски не понимала. Только по-марийски.